Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Валуйки

 

 

                                                           

                            «Утверждаю»

Директор МОУ « СОШ № 2»                                                                                     

                                                                                                                             _____________А.И.Жуков

        

 

                              Программа организации и развития                    

                                  питания учащихся:

 

 

        " Школа здорового
 питания"

 

 http://mdoy158.ucoz.ru/kartinki/zdorof_pitan-1-.jpg http://schkola23.rusedu.net/gallery/3131/shkola_territoriya_zdorovia.jpg http://schkola23.rusedu.net/gallery/3131/shkola_territoriya_zdorovia.jpg

 

                                                                          Разработали:

                                                                       Е.В.  Лукьянченко ,заместитель директора по ВР

                                                                                      Т.И.Марченко, заместитель директора по УВР                                                          

                                                                                      Н.Н Баромыченко , медсестра

 

                                                       

 

 

1.     Пояснительная записка

 

Приоритетность задач охраны и укрепления здоровья ребенка обуславливает насущность принципиальных изменений и в организации жизни школы как одного из ведущих социальных институтов, обеспечивающих формирование у подрастающего поколения ценностных установок по отношению к собственному здоровью.

Отличительными особенностями программы являются:

· преобладание интерактивных методов организации питания;

· практическая значимость содержания программы;

· обеспечения активного участия педагогов, семьи (взрослые должны осознавать важность и значимость результатов).

К организации питания детей предъявляются особые требования. Составляя рационы для учащихся, следует добиваться того, чтобы они не только обладали достаточной энергетической ценностью, но и содержали необходимое сбалансированное количество белков, жиров, углеводов, минеральных веществ. Рацион питания должен строиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Правильно организованное питание во многих случаях может не только предотвратить возникновение болезни, но и справиться с ней. Прежде всего, необходимо улучшить осведомленность родителей, учителей о том, какие требования предъявляются к организации правильного питания детей. Сформировать у самих детей ценностное отношение к собственному здоровью, навыки заботы о своем организме. Необходима специальная подготовка в области питания для детей и взрослых. Такая подготовка способна решить даже самые сложные проблемы, связанные с нехваткой материальных средств. Правильное питание не обязательно должно быть дорогим. Выбор продуктов во многом определяется вкусовыми пристрастиями детей. Предпочтение ребенка в еде закладываются уже в раннем возрасте и в значительной мере зависят от воспитания, традиций питания, сложившихся в семье. Взрослые – родители, учителя, способны повлиять на мнение ребенка в отношении выбора блюд таким образом, чтобы дети предпочитали наиболее полезное не потому, что их заставляют, а потому, что нравится их вкус. С детства могут и должны закладываться поведенческие стереотипы в отношении питания – соблюдение гигиенических правил, режима питания, правил поведения за столом. Ставшие полезной привычкой, они способны в значительной мере повлиять на здоровье, укрепить его.

 

 

 

 

 

 

http://mdoy158.ucoz.ru/kartinki/zdorof_pitan-1-.jpg http://schkola23.rusedu.net/gallery/3131/shkola_territoriya_zdorovia.jpg

 

2.     Информационная справка

Практика организации питания в нашей школе убедили нас в преимуществе столовых, работающих непосредственно на сырье. В нашей столовой большое внимание уделяется правильному хранению продуктов. В школе имеется 4 холодильника и 1 морозильная камера, предназначенные для хранения разного вида продуктов, причем каждого вида отдельно. Их наличие помогает сохранить качество продуктов до непосредственного их приготовления. Кроме того, в обязанности работников пищеблока входит выполнения всех норм хранения и реализации продуктов, а также выполнение всех санитарно-гигиенических норм.

Соблюдение норм хранения продуктов и калорийности питания контролируется медицинским работником школы ежедневно. Кроме того, ведется санитарный журнал о допуске работников в столовой к работе.

Здесь работают 5 человек: заведующая производством,  2 повара, буфетчица и мойщица посуды. Все работники столовой имеют профессиональное образование и стаж работы.  Ношение спецодежды для работников пищеблока является обязательным. Это позволяет соблюдать необходимые санитарно – гигиенические нормы.

В школе наряду с организованным питанием для всех учащихся работает буфет. В нем постоянно присутствует не только выпечка кондитерского цеха ОАО «Реал хлеб» , но и разнообразные соки, напитки, кондитерские изделия. Соки включаются и в обязательный рацион школьного питания.

Школьная столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются самые лучшие средства дезинфекции. За время работы в школе не было ни одного случая заболевания кишечной инфекцией по вине столовой.

Перед входом в помещение столовой для мытья рук учащимися организовано специальное место, оборудованное сушилками для рук.

Большое внимание имеет эстетический вид приготовляемых блюд, поэтому наши повара уделяют этому внимание.

Большое внимание уделяется калорийности школьного питания. Учитывается возраст и особенности нагрузки школьников. Используется перспективное цикличное меню. Персонал столовой всегда встречает детей доброжелательными улыбками и многих детей знает по именам. Поэтому дети всегда с удовольствием посещают школьную столовую.

Ежедневно до девяти часов утра происходит учет наличного состава обучающихся, производится корректировка предварительных заказов предыдущего дня.  В конце дня производится учет и сверка наличного состава обучающихся и количества выданных в столовой порций. Это позволяет выявить тех детей, кто не получил питания, выяснить причину и принять соответствующие меры.

В школе ведутся журналы. За качеством питания постоянно следит комиссия из членов школьной администрации. Качество получаемой сырой и готовой продукции проверяет бракеражная комиссия. Их совместная работа позволяет контролировать организацию питания в школе, его качество, вносить необходимые

 

 

 

коррективы и, в конечном счете, сохранить здоровье каждого ученика нашей школы.

Для того чтобы организация питания была четкой и адресной учет наличного состава учащихся проводится ежедневно и заказ на питание проводится с учетом и каждодневных изменений. Ежемесячно ведется оформление документации и отчета за безналичные средства перед департаментом образования.

 

3.Описание проблемы

 

Значительное число современных проблем в системе общего образования, связано с негативной динамикой здоровья детей и подростков. Особую тревогу вызывает сам характер нарушений, которые часто являются следствием перенапряжения детского организма в процессе адаптации к качеству образовательной среды. Уровень распространенности хронической патологии среди учащихся 1-11 классов на заболевания органов пищеварения приходится до 10 процентов. Одновременно отмечается рост числа заболеваний, связанных с недостаточным питанием:

·         анемии

·         Ожирения, гастрит и дуоденит

·        функциональные расстройства желудка

Поэтому в программе  учреждения «Школа здорового питания» здоровье ребенка рассматривается не только как цель, содержание и результат образовательного процесса, но и как критерий оценки качества и эффективности педагогической деятельности. Для решения этой задачи и была разработана программа «Школа здорового питания», которая предполагает, что правильно организованное питание, несомненно, поможет сохранять здоровье школьников.

 

 

4.Актуальность программы

 

Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:

·        фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;

·        в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;

·        школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Их решению посвящена программа «Школьное питание». Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания

 

 

 

 

школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Поэтому администрация школы сегодня уделяет большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. Особенно сейчас остро встал вопрос об организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же.

Охват двухразовым горячим питанием на начало 2012-2013 учебного года увеличился  на 4 % по сравнению с предыдущим учебным годом.

 

 

                  

 

Цель программы

 

Формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни; создание условий, способствующих укреплению здоровья,  поиск новых   форм организации горячего питания.

 

 

 

   Задачи  программы

· расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила;

· формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;

· формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

· пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях

· своего народа;

· добиться увеличения охвата обучающихся горячим питанием.

· просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей школьного возраста.

 

 

 

 

Функциональная деятельность участников  программы:     

 

Семья:

организация контроля  за питанием детей:  

- родительский комитет

- Совет школы   

 

 

Администрация:  

- индивидуальные беседы;

- пропаганда санитарно-гигиенических знаний среди участников образовательного процесса   

 

Педагогический коллектив:  

- совещания;

- семинары;

- приобщение в кружки и секции;

- пропаганда здорового образа жизни

 

Медицинский работник:  

- уроки здоровья

- индивидуальные беседы

- контроль за здоровьем обучающихся

- контроль за состоянием столовой и пищеблока    

 

Социальный педагог: 

- выявление неблагополучных семей, посещение на дому

-  контроль питания детей из многодетных семей и детского дома

- помощь в выборе занятий по интересам

- санитарно-гигиеническое просвещение

 

 

 

Содержание программы отвечает следующим принципам:

· возрастная адекватность – соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям учащихся;

· научная обоснованность питания детей;

· практическая целесообразность;

· необходимость и достаточность предоставляемой информации;

· культурологическая сообразность;

 

модульность структуры.

Программа

                                               «Школа здорового питания"

 
 


                   

Овал: Программа
"Школьное молоко"
Овал: Программа
"Чистая вода"
 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 Реализации программы:

 

 

 

1-я ступень:

Обеспечение  активного участия сотрудников школы в работе по организации питания.

1.     Осуществление горячего питания детей на основе перспективного меню.

2.     Проведение совещаний при директоре по итогам работы организации горячего питания.

3.     Организация дежурства педагогов в школьной столовой.

4.     Организация питания учащихся из малообеспеченных, многодетных семей, детского дома.

5.     Интеграция содержания программы по питанию в учебные предметы, внеклассную работу.

 

2-я ступень: Разработка комплексов мероприятий с целью

знакомства  учащихся с основами правильного питания.

Способствовать осознанию значения пищи для здоровья.

Закрепить полученные знаниях о законах здорового рационального питания.

 

1.     Проведение классных часов 1-11 классов о роли питания с приглашением медицинских работников.

2.     Проведение анкетирование среди учащихся по организации горячего питания в школе.

3.     Индивидуальные консультации по питанию и его коррекции с детьми, имеющими КЖЗ, избыточный и недостаточный вес.

4.     Составление недельного меню с учетом рационального подхода к питанию и калорийности продуктов на уроках технологии.

5.     Проведение ролевых игр «Что такое культура питания».

 

 

6.     Проведение практических занятий с детьми на уроках ОБЖ, физической культуры «Если хочется пить…», «Где найти витамины в длительном походе», «Занятие спортом и питание».

7.     Защита мини проектов, проведение конкурсов, викторин, кулинарных путешествий.

8.     Работа с учащимися по привитию навыков культуры питания.

 

3-я ступень:

 

Обеспечить активное участие родителей в реализации программы по организации здорового питания в школе.

1.     Проведение родительских собраний, всеобуча по питанию.

2.     Проведение заседания управляющего  совета школы с приглашением медицинских работников.

3.     Индивидуальные, групповые консультации для родителей по организации рационального питания детей.

4.     Анкетирование родителей «Ваше понимание роли питания в семье и отношение к школьному питанию».

Улучшение состояния материально-технической базы школьной столовой.

1.Приобретение необходимого инвентаря, посуды.

2. Эстетическое оформление столовой.

 

4-я ступень: Итоговый мониторинг (ежегодно)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

 

1-е направление 

Организационно-аналитическая работа,  информационное обеспечение

 

Основные мероприятия

Срок

Исполнители

  1. Организационное совещание

– порядок приема учащимися завтраков и обедов;

- оформление дотации на  питание;

- график дежурств и обязанности дежурного учителя и учащихся в столовой (приложение №1,)

Сентябрь, декабрь

Зам. директора по УВР (ответственный за организацию  питания),  директор школы

2. Совещание классных руководителей: - об организации горячего питания

Октябрь

Председатель МО классных руководителей, зам. директора по УВР

3. Совещание при директоре по вопросам организации и развития школьного питания

Сентябрь, май

Директор школы

4. Заседание Совета школы по организации  питания с приглашением классных руководителей 1 – 11-х классов по вопросам:

- охват учащихся горячим питанием

- соблюдение сан. гигиенических требований;

- профилактика инфекционных заболеваний

Октябрь, февраль 

Совет школы

5. Организация работы школьной комиссии по питанию (учащиеся, педагоги, родители)

В течение года

Администрация

6. Осуществление ежедневного контроля за работой столовой, буфета проведение целевых тематических проверок

В течение года

Администрация, бракеражная  комиссия

7Совещание при директоре «Итоги работы школы в направлении организации питания и пропаганды правильного питания школьников»

Май

Директор школы

 

 

 

 

2-е направление: 

Методическое обеспечение

 

Основные мероприятия

Срок

Исполнители

1. Организация консультаций для классных руководителей

1 -4, 5- 8, 9-11 классов;

-Провести  работу с классными руководителями по выявлению малообеспеченных и социально незащищенных учащихся, подготовке документации, подтверждающей указанный статус.

- культура поведения учащихся во время приема пищи,

- соблюдение санитарно-гигиенических требований

- организация горячего питания – залог сохранения здоровья

В течение года

 

 

сентябрь

 

 

Медсестра школы

2. Обобщение и распространение положительного опыта по вопросам организации и развития школьного питания, внедрению новых форм обслуживания учащихся

В течение года

Администрация

3. Работа школьного СМИ: выпуск журнала , информационных бюллетеней, буклетов.( приложение № 5)

В течение года

Прессцентр

                    

3-е направление:

Работа по воспитанию культуры питания среди обучающихся

 

Основные мероприятия

Срок

Исполнители

1.Проведение классных часов по темам: -«Витамины»

- режим дня и его значение;

- культура приема пищи;

- Острые кишечные заболевания и их профилактика

Сентябрь

медсестра

2.     Уроки здоровья

"Плох обед, если хлеба нет",

"

Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты",

"Путешествие по музеям напитков".

"Молоко – волшебный дар".

( приложение №3)

В течение года

Зам. директора по ВР, старшая вожатая, классный руководитель,

 

3.     Конкурс газет среди учащихся 3 – 5 классов «О вкусной и здоровой пище»

- Выставка рисунков на тему «Полезные продукты»

 

Ноябрь

Учитель ИЗО, старшая вожатая

4.     Беседы с учащимися 9-11 кл. «Берегите свою жизнь»

«Здорового аппетита!»

- Игра КВН «Питаемся правильно».

 

Декабрь

классный руководитель,

5.     Конкурс на лучший сценарий «День именинника»

Конкурс пословиц о продуктах питания.

 

 

Январь

Зам. директора по ВР, классный руководитель,

6. Конкурс среди учащихся 5 – 7 классов «Хозяюшка»

Март

учитель обслуживающего труда, кл. руководитель

7. Анкетирование учащихся:

- Школьное питание

- По вопросам питания (приложение №2)

октябрь, февраль, апрель

Администрация, кл. руководитель

8. Цикл уроков «Азбука здорового питания» (приложение№4)

Май

Зам. директора по ВР, пресс-центр

9. Работа по оздоровлению обучающихся в летний период (каникулярное время)

Июнь, ноябрь

Зам. директора по ВР, начальник лагеря дневного пребывания детей

                                     

4-е направление

Работа с родителями по вопросам организации школьного питания

 

Основные мероприятия

Срок

Исполнители

1. Проведение классных

 

родительских собраний по темам: 

- совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни дома. Питание учащихся.

- профилактика желудочно-кишечных заболеваний и инфекционных, простудных заболеваний. Итоги медицинских осмотров учащихся    

сентябрь

 

октябрь

декабрь     

 

Врач,  медсестра

 

2. Индивидуальные консультации медсестры школы «Как кормить нуждающегося в диетпитании»    

В течение года

медсестра

3. Родительский лекторий «Здоровье вашей семьи» - Практикум для родителей (Игра: «Корзина правильного питания»).

 

февраль

психолог

4. Встреча медицинского работника с родителями

- «Личная гигиена ребенка»

апрель-май

медсестра, классный руководитель

6.     Анкетирование родителей «Ваши предложения на новый учебный год по развитию школьного питания»

- Подготовка памяток для родителей по теме: «Чтобы дети были здоровыми»

 

май

классный руководитель

 

 

 

 

 

 

Пресс-центр школы

 

5-е направление:

 Организация работы по улучшению материально-технической базы столовой, расширению сферы услуг для учащихся и родителей

 

Основные мероприятия

Срок

Исполнители

1. Продолжение эстетического оформления  зала столовой

В течение года

администрация

2. Разработка новых блюд, изделий,  их внедрение в систему школьного питания

в течение года

зав. производством

3. Апробирование  новых форм организации школьного питания

В течение года

зав. производством, администрация

 

 

 

 

 

 

Ресурсное обеспечение

 

- кабинет этикета

- медицинский кабинет;

- столовая;

- буфет;

- кабинет технологии.

 

 

 

Предполагаемый результат

 

                 - воспитание у учащихся позиции признания ценности здоровья,          

                    чувства ответственности за сохранение и укрепление своего 

                    здоровья, расширение знаний и навыков культуры питания.

 -сокращение заболеваемости учащихся.

 -увеличение количества охвата учащихся горячим питанием.

-улучшение осведомленности родителей в области рационального

питания в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приложение

 

 

Дежурный учитель по столовой обязан:

5.1 Находиться в столовой во время перемен;

5.2 Следить за порядком и дисциплиной учащихся во время приема пищи;

5.3 Организовывать учащихся на уборку столов после приема пищи;

5.4 О серьезных нарушениях информировать дежурного администратора.

Дежурный учитель по столовой имеет право:

5.5 В пределах своей компетенции отдавать распоряжения педагогам и учащимся;

5.6 Запрашивать у классных руководителей и других педагогов сведения об учащихся;

5.7Обращаться за помощью к дежурному учителю, дежурному администратору.

 

 

- ежедневный: ведение рапортичек учета  питания, организация дежурства учителя, администратора,

- еженедельный: проверка охвата  горячим питанием обучающихся 1-11 классов;

- ежемесячный: аналитический отчет об охвате горячим питанием.

 

 

.

 

 

 

 

 

Приложение к 
программе

 

 

                           «Школа здорового                   питания"

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение №2

 

  

Анкета "Питание глазами родителей"

 

1.Удовлетворяет ли Вас система организации питания в школе?

2.Считаете ли Вы рациональным организацию горячего питания в школе?

3.Удовлетворены ли Вы санитарным состоянием столовой?

4. Удовлетворены ли Вы качеством приготовления пищи?

5. Удовлетворены ли Вы работой буфета?

 

Анкета "Питание глазами обучающихся"

1.Удовлетворяет ли тебя система организации питания в школе?

2. Устраивает ли тебя ежедневное меню?

3. Удовлетворен ли ты качеством приготовления пищи?

4. Удовлетворен ли ты работой обслуживающего персонала?

5. Удовлетворен ли ты графиком питания. Твои предложения.

6. Считаешь ли ты, что горячее питание повышает твою успеваемость?

 

Анкета для ученика "Завтракал ли ты?"

1. Что ты ел на завтрак?

2. Считаешь ли ты завтрак необходимым?

3. Какие твои любимые овощи?

4. Какие овощи ты не ешь?

5. Сколько раз в день ты ешь овощи?

6. Любишь ли ты фрукты?

7. Какие фрукты твои любимые?

8. Сколько раз в день ты ешь свежие фрукты?

9. Что ты ешь чаще всего между основными приемами пищи?

10.Какой напиток ты  пьешь чаще всего?

11.Считаешь ли ты продукты, которые употребляешь полезными для себя?

12.Считаешь ли ты, что твой вес: нормальный, избыточный, недостаточный?

                            

Приложение №3

Уроки здоровья

Тема. "Плох обед, если хлеба нет".

Цели. Закрепить представление детей о значимости хлеба в рационе питания; воспитывать бережное отношение к хлебу; расширить знания детей о том, как тема хлеба освещена в фольклоре, народных традициях, связанных с хлебом.

Оборудование. Сухие колоски, картинки с изображением этапов выращивания хлеба, таблички с названием профессий, лоток с бубликами, макет венка, стол для чаепития.

ХОД УРОКА

Дети сидят полукругом. В центр зала выбегают два глашатая-ведущих.

Глашатай 1. Собирайся народ!
Праздник не ждет.

Глашатай 2. Приходи-ка детвора,
Праздник начинать пора.

Вместе. Знают все: и старые и детвора –
Хлеб – всему голова!

Появляются Зелибоба с Бусинкой и Кубиком.

Зелибоба. Бусинка, Кубик! Идем скорей, а то опоздаем. Ничего не услышим, ничего не узнаем. Сегодня на улице Сезам праздник устроила детвора.

Кубик. Стой, Зелибоба! Давай сначала поздороваемся с друзьями. Здравствуйте, друзья!

Бусинка. Здравствуйте, ребята и взрослые!

Зелибоба. Здравствуйте, здравствуйте!

Учитель. Здравствуйте, друзья.
Проходите скорее сюда.
Праздник мы здесь начинаем,
Хлеб на земле восхваляем.

Герои проходят, садятся вместе с детьми.

 

Зелибоба. У-у-у, как скучно. Я-то думал повеселиться, а вы тут о хлебе говорить будете. Ну что тут может быть интересного? Тем более я хлеб совсем не ем, вот пирожные да торты – это другое дело!

Учитель. Не спеши, Зелибоба! Рассказ о хлебе может быть очень интересным! Знаешь ли ты, к примеру, что хлебу не менее 15 тысяч лет и "изобрели" его египтяне. Хлеб – очень полезный продукт, недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом. Кстати, любимые тобой пирожные да торты – ближайшие "родственники" хлеба, поскольку все они сделаны из муки. Так что узнать что-то новое о хлебе тебе стоит! А ребята тебе помогут! Знаете ли вы, ребята, откуда хлеб к нам на стол приходит?

В центр зала выходит группа детей в народных костюмах. Они поют песню и одновременно инсценируют ее.

Землюшка-чернозем,
Землюшка-чернозем.
(Идут по кругу.)
Чернозем, чернозем.
Землюшка-чернозем.
(Притопы на месте.)
Тут пшеничка выросла,
Тут пшеничка выросла,
Выросла, выросла,
Тут пшеничка выросла.

(Все садятся на корточки и постепенно начинают подниматься.)

У пшенички колоски,
У пшенички колоски,
И туги, и золоты
У пшенички колоски.

(Вытягивают вверх руки и поворачивают их.)

Смолотили колоски,
На мельничку увезли,
Увезли, увезли.
На мельничку увезли.

(Складывают руки перед собой и совершают ими вращательные движения.)

Намололи там муки,
Хлеба пуды напекли.

(Приподнимаются на носочках и разводят широко руками.)

Зелибоба. Ой, что-то я не все запомнил! С чего же все начинается? Сначала зерна перемалывают, а потом то, что получилось, высевают на поля?

Учитель. Да нет, Зелибоба! Ты все перепутал! Ну, ребята, помогите Зелибобе!

 

 

Дети называют этапы выращивания и приготовления хлеба: вспахивание поля, высевание зерен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки. За правильные ответы дети награждаются колосками, которые им вручает Бусинка или Кубик. На демонстрационный стенд могут прикрепляться картинки с изображением называемых этапов. Если дети затрудняются с ответом, такие картинки могут помочь им.

Учитель. А сейчас мы поиграем и профессии узнаем, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите, на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.

Ha доске учитель прикрепляет таблички с названиями различных профессий – артист, пианист, шофер, тракторист, повар, пекарь, комбайнер, учитель, механизатор, портной, мельник, кондитер. Дети называют профессии.

Зелибоба. Ой, а почему никто не назвал профессию артиста?

Кубик. Зелибоба, ну какой ты смешной! Разве артисты выращивают хлеб? Разве артисты готовят булочки или каравай?

Зелибоба. Зато артисты своим мастерством помогают хлеборобам – поднимают настроение веселыми песнями, музыкой! И без портного хлеба тоже не будет, ведь портной одевает тех людей, которые выращивают хлеб.

Бусинка. И, конечно, хлеба не будет без учителя! Ведь учитель учит и комбайнера, и агронома, и пекаря, и кондитера.

Учитель. Я думаю, что прийти на стол караваю помогают все люди, которые любят и знают свое дело. И какой бы ни была их профессия, их можно назвать одним словом – Мастера!

Бусинка. А сейчас, ребята, я предлагаю вам сплести особый венок – венок из пословиц. Чтобы венок получился красивым, вы должны вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о хлебе.

Бусинка достает заранее подготовленный макет венка из колосков. Дети по очереди называют пословицы. После каждой пословицы Бусинка "вплетает" в венок колосок или цветок. Ребенок, назвавший правильно пословицу, получает колосок.

Учитель.

Хлебушко – пирогу дедушка.
Без печки холодно – без хлеба голодно.
Не в пору и обед, коли хлеба нет.
Ешь пироги, а хлеб вперед береги.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Нет хлеба – нет обеда.

Входит Продавец бубликов с лотком на шее.

Продавец. Почтеннейшая публика,
Покупайте бублики.
Бублики с маком,Бублики с таком.

 

Покупайте бублики –
Лучшие в республике.

Кому за пятак,
Кому отдам просто так.
Хотите верьте, хотите – нет,
Но в этих бубликах есть секрет.

Зелибоба. Ой, сюда, сюда, продавец. Я сейчас 5, нет, 10 бубликов сразу съем.

Продавец. Не спеши, молодец! Мои бублики не продаются, за так отдаются. Но не любому, а тому, кто мои загадки отгадает. Хочешь полакомиться – отгадывай загадку.

Продавец загадывает детям загадки. Тот, кто отгадывает загадку, получает в награду бублик. После того как все загадки были загаданы, Продавец раздает оставшиеся бублики в качестве поощрения.

Продавец. Вырос в поле колоском,
На столе лежит куском.

Дети. Хлеб.

Продавец. Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
К солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.

Дети. Зерно.

Продавец. Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом.

Дети. Колос.

Продавец. Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол он...

 

Дети. Хлебом.

Учитель. Какие вкусные бублики вы получили в награду! А вы знаете, что еще можно приготовить из муки?

Дети называют виды хлебобулочных изделий – пироги, крендели, пирожные, торты и т.д.

Зелибоба. Какие вы молодцы! Благодаря вам, ребята, я так много нового и интересного узнал о хлебе и его ближайших "родственниках" – продуктах, приготовленных из муки!

Учитель. Действительно, мы сегодня узнали с вами много нового. А хотите увидеть, сколько? Давайте вместе сложим наш "сноп" знаний. Соберите вместе все колоски, которые вы получали за правильные ответы.

Дети составляют "сноп".

Учитель. A теперь я предлагаю вам попробовать все те вкусные продукты, которые могут быть приготовлены из муки.

Входит тетя Даша с расшитым рушником.

Тетя Даша.

Здравствуйте, дорогие детишки!
Напекла я сегодня разные пышки.
Приходите ко мне поскорее,
С вами мне станет в сто раз веселее!

Тетя Даша приглашает всех участников праздника в зал, где накрыт стол для чаепития. На столе находятся блюда с различными видами хлебобулочных изделий.

Тема. "Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты"

Цели. Закрепить знания о полезных продуктах; сформировать представление о некоторых традициях питания на Руси; познакомить с некоторыми особенностями русского быта.

Оборудование. Листы ватмана для рисунков ребят, фломастеры, краски, корзина с "наградами" для правильно ответивших, "медали", канат для перетягивания, различные виды овощей и фруктов, лист с наклеенными семенами.

ХОД УРОКА

Тетя Нина. Добрый вечер, судари и сударыни!

Кубик. Красны девицы!

Бусинка. И добры молодцы.

Тетя Нина. Мы рады встречи с вами на нашем празднике. Сегодня мы его проводим по-особому, так, как издавна на Руси отдыхали. Целый день народ трудился на полях да огородах. А как сядет солнышко, собирался крестьянский люд на веселые вечерки.

 

Кубик. Вот давайте и мы представим, что оказались на такой вечерке с ее потехами и забавами!

Бусинка. И, конечно, с угощением!

Тетя Нина. Но у нас будет несколько деревень. Решайте, кто в какой деревне будет жить да какая деревня каких гостей принимать будет. К кому придет Кубик, Бусинка, а кто меня будет рад увидеть?

Дети (участники игры) распределяются по группам – "деревням".

Тетя Нина. Вот каждой деревне первое задание. Придумайте свое название – простое, русское, но с условием: первая деревня – овощное название, вторая деревня – фруктовое, а третья – ягодное. И подумайте, почему так можно было назвать деревню.

На выполнение задания отводится 3 мин. Дополнительно дети могут придумать и нарисовать эмблему своей "деревни".

Тетя Нина. А теперь давайте познакомимся!

Каждая "деревня" называет себя и объясняет, почему именно такое название было выбрано.

Тетя Нина. Вот какие славные, да вкусные, да полезные названия у наших деревень!

Кубик. Ой, а я слышу какую-то музыку... Вот-вот, словно колокольчики звенят... Что это, ребята?

Под "волшебную" музыку в зал входит Царица Полезных Продуктов. Она в длинном ярком сарафане, на подоле которого – изображения овощей, ягод, фруктов. В руках у нее корзина с дарами, укрытая рушником. Она ставит ее на стол в уголке избы.

Царица. Здравствуйте, люди добрые! Вот услышала я про ваш праздник и решила заглянуть. Примите гостью на праздник. Ведь я – Царица Полезных Продуктов. А вспомните, что относится к самым полезным продуктам.

Дети. Овощи, ягоды, фрукты.

Царица. Как замечательно, что вы так хорошо знаете моих подданных! Не случайно у ваших деревень и такие названия замечательные! Но сегодня на вечерке я проверю ваши знания! И начнем мы с "Ярмарки пословиц". Пусть каждая деревня загадывает своим гостям загадки, в которых говорится о самых полезных продуктах – овощах, ягодах да фруктах. Загадывать будем по кругу – начнет одна деревня, затем другая подхватит и т.д. Побеждает та деревня, которая назовет последнюю загадку. Начинаем!

Дети загадывают загадки, а зрители отгадывают их.

Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.

(Репа.)Я красна, я кисла,
На болоте я росла,Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?

 

(Брусника.)

Лето целое старалась –
Одевалась, одевалась...
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.

(Капуста.)

Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло!

(Клюква.)

Каждому зрителю, давшему правильный ответ на загадку, Царица вручает сувенир из корзины. "Деревне", выигравшей конкурс, вручается "медаль".

Царица. Вот, оказывается, сколько загадок про полезные продукты народ придумал! А знаете ли вы, что на Руси издавна песни не пели, а играли их? Мы сейчас и проверим, как вы умеете песни играть. Каждая деревня получает задание не просто спеть песню, в которой упоминается про любимые продукты – овощи, ягоды да фрукты, но и показать ее. Выбирайте, кто какую песню нам сыграет.

Представитель из каждой "деревни" подходит к Царице и выбирает конверт с заданием. В каждом конверте – листок с характеристикой песни: "Песня про остров, на котором можно каждый день есть бананы и кокосы", "Песня про мальчишку, который картошку не копал, а на обед прибежал", "Песенка с грустным концом про милое насекомое, которое сравнивают с огурцом".

Царица. Сейчас вам дается пять минут для того, чтобы подготовить песню, вспомнить слова, обсудить как ее показать. А затем Кубик, Бусинка и тетя Нина оценят вас – хорошо ли вы знаете текст песни, ладно ли показываете ее. А зрители наши могут вам помогать – подпевать вместе с вами!

Проводится конкурс, выигравшая "деревня" получает медаль.

Тетя Нина. В деревнях бывало и по-другому тешились. Парни деревенские все сильные да ловкие, румянец во всю щеку. Ведь ели-то добры молодцы самые полезные, витаминные продукты. Вот и были добры молодцы богатырями. Ну-ка, добры молодцы, покажите свою силушку.

От каждой деревни выбирается команда из мальчиков, проводится соревнование команд по перетягиванию каната. Порядок соревнования определяется предварительной жеребьевкой, которую проводят Кубик и Бусинка. Команда-победитель получает медаль.

Царица. Как говорится, делу время, а потехе час. Распотешились, теперь пора удаль свою да знания в другом показать. Чтобы вырастить богатый урожай в огороде, старухи, бабы, молодухи да девки готовили семена к посеву заранее: прогревали на печи, отбирали лучшие. К сожалению,

 

современные огородники не все секреты богатого урожая сохранили. Вот и случается с ними порой и такое...

Один из участников праздника читает стихотворение Н.Кончаловской "Про овощи".

Жил один садовод,
Он развел огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принес чемодан,
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена –
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал.
И берег от прохладной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде,
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огорбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста...

Тетя Нина. Ну, Царица, я думаю, с нашими ребятами такого не случится. Давай проверим, знают ли они, из каких семян какие растения вырастают. В каждую деревню я передаю лист с наклеенными на него семенами. Ваша задача – подписать название овощей под каждым номером. На выполнение задания вам 5 минут. Затем Царица, Кубик и Бусинка проверят, как вы справились с заданием.

Проводится конкурс, "деревня", победившая в конкурсе, получает медаль.

Царица. Неплохо знаете семена! Молодцы! А сумеете вы угадать самые полезные витаминные продукты, не глядя на них? Вот тут у меня в корзине под рушником лежит много овощей, фруктов, ягод. Пусть самый лучший знаток из каждой "деревни" по очереди подходит ко мне и с завязанными глазами достает витаминный продукт из корзины. А потом на ощупь, да по запаху попытается угадать, что именно он достал. Каждый может доставать по три продукта. За правильный ответ присуждается одно очко.

Проводится конкурс. В корзине могут находиться яблоки, морковь, огурцы, картофель, лук, чеснок, редис, редька, свекла и т.д. Тот продукт, который участник конкурса достает из корзины, остается на столе.

Тетя Нина. А знаете ли вы, где какой витаминный продукт растет? Вот посмотрите на это большое блюдо – здесь собрались самые разные овощи, фрукты, ягоды. Каждая деревня получает

 

по большой корзине. Одна деревня должна собрать в корзину все то, что растет в саду, вторая – все то, что растет в огороде, третья – все, что растет в лесу да на полях.

Проводится конкурс. Кубик и Бусинка определяют правильность выполнения задания. Если задание выполнено верно, команда получает медаль.

Царица. Да, веселые у нас гости на вечере, ловкие, умелые, знающие. После таких развлечений на Руси садились за стол, угощали друг друга своими яствами. И мы с вами сейчас испробуем угощения, которые приготовили вы и ваши родители из овощей, ягод да фруктов.

Все участники праздника проходят в столовую, где заранее накрыт стол. На столе представлены блюда, приготовленные в семьях участников праздников. Обязательное условие – блюда приготовлены из овощей, фруктов или ягод.

Царица. И на прощанье вам пожеланье:
Пусть у вас будет веселый досуг.
Всем подружиться,
Жить, не тужить,
До ста лет во счастье прожить!

Тетя Нина.

Низкий поклон вам.
И если понравилось вам у нас,
Милости просим в следующий раз.

Тема. "Молоко – волшебный дар".

Цели. Дать представление о значимости молока и молочных продуктов в рационе питания, познакомить с традициями русской кухни.

Оборудование. Костюмы коровы, кота, молочных продуктов, русские народные костюмы, чашки, кружки, скатерти.

ХОД УРОКА

Звучит русская народная мелодия. На сцену выходит мальчик в русском костюме, он играет на рожке. На "пригорке" сидит девочка.

 

 

Девочка. Рано-рано поутру
Пастушок: "Ту-ру-ру-ру",
А коровки в лад ему
Затянули: "Му-му-му".

Под плясовую мелодию выходят три коровы – ученики, одетые в костюмы.

Корова 1. Му-му-му.

Корова 2. Как не стыдно пастуху!

Корова 3. Рано утром в полшестого
Хочет спать еще корова.

Все коровы. Му-му-му!

Пастушок. Вы, коровушки, ступайте
В чисто поле, погуляйте,
А вернетесь вечерком,
Напоите молоком.

Корова 1. Мо-ло-ко, мо-ло-ко
Это очень хорошо!

Коровы гуляют по полю и жуют траву. Девочка пьет молоко из кружки.

Девочка. Белое как снег,
Сладкое как мед!
Коровки травку жуют,
Молоко добрым людям дают.

Группа детей водит хоровод под песню. Коровы в центре круга.

Уж как я ль мою коровушку люблю,
Уж как я ль-то ей крапивушки нарву.
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта, Буренушка моя.

Уж как я ль мою коровушку люблю,
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек Буренушка дала.

Дети уходят со сцены, вместе с ними уходят две коровки. На сцене остаются девочка и одна коровка.

Девочка. Дай молока, Буренушка!
Хоть капельку – на донышко!
Дай мне сливок ложечку,
Творогу немножечко.
Всем дает здоровье
Молоко коровье.

 

Корова. Сила в нем земли родной
И целебных трав настой,
Солнечных лучей тепло –
Вот что значит молоко!

Молоко – волшебный дар,
Людям он природой дан,
Чтобы жили не тужили,
Молочко живое пили...
Полно вымя молока,
Нам домой идти пора.

Уходят со сцены.
На сцену выбегают следующие участники представления – девочка, Хозяйка и несколько ребят. Они усаживаются за стол, накрытый рушником, на столе стоят кувшин молока, чашки.

Хозяйка.

Деточки, за стол садитесь!
Только тихо, не шумите!
Я налью вам молочка,
Что Буренка принесла!

Дети пьют молоко. Один из мальчиков – розовощекий крепыш – выходит в центр сцены и показывает на себя.

Хозяйка. Богатырь молодой,
Парень бравый, удалой!
Ну-ка, Васенька, пройдись
И народу покажись.
У тебя изъянов нет –
Расскажи нам, в чем секрет!

Вася. С детства пью я молоко,
В нем и сила, и тепло!
Ведь оно волшебное,
Доброе, полезное!
С ним расту я по часам
И совет хороший дам –
Вместо пепси, лимонада
Молоко пить чаще надо!
Молоко всем помогает:
Зубы, десны укрепляет!
Чувствуешь себя легко,
Если пьешь ты молоко!
Эй, играйте плясовую,
Я сейчас для вас станцую.

Вася танцует плясовую.

 

 

Мальчик. Чтоб здоровым быть всегда,
Начинай день с молока!

Белая водица Всем нам пригодится,
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай.

 

Девочка. Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок да пирожок
Кушай, Васенька, дружок!

Мальчик. Молоко скорее пей
И коту не пожалей!

Выходит, мурлыкая, кот Степан.

Кот. У меня, кота Степана,
Нюх особый на сметану,
Вот уже настал обед,
А сметанки нет как нет.
Помогите-ка Степану,
Отыщите мне сметану.

Мальчик. А откуда сметана берется?

Девочка. Из сливок она создается.

Мальчик. А сливочки где обитают?

Девочка. Они в молоке проживают.

Кот. Долго мне сметанки ждать?
Хватит вам уж рассуждать!

Один из ребят приносит банку сметаны, подходит к коту и гладит его.

Мальчик 1. Кушай, кот Степан, сметану!

Мальчик 2. А мне не хочется сметаны,
Лучше йогурт нежный съесть,
Йогурт – праздничная смесь.
Лакомство из молока и фруктов –
Аппетитно, сладко, вкусно!

Девочка. А девочка Маша
Очень любит простоквашу!
Простокваша вредных бактерий не любит,

 

Болеть не дает,
Всяк здоровым с ней будет!

Мальчик. А девочке Глаше
Вместе с простоквашей
Дали кашу.
Ешь, Глаша, кашу,
Кашу сладенькую,
Молочную, "пушистую",
Мягкую, душистую.

Девочка. Как много всего можно приготовить из молока! А ну-ка, молочные продукты, на сцену выходите, народу про себя расскажите!

На сцену выбегают ребята в костюмах, изображающих молочные продукты, и говорят по очереди.

Ежедневно
Непременно
С аппетитом нужно есть
Каждый день!
Йогурт,
Сыр и простоквашу,
Молоко, кефир и кашу.
Масло сливочное тоже,
И сметану,
И творожник,
И молочные сосиски,
Для худых полезны сливки.
Ежедневно
Непременно
Надо есть все,
Что полезно!

Танец молочных продуктов.
На сцену выходят все участники представления и хором скандируют:

Молоко, молоко для здоровья нам дано!
Молочные продукты – это замечательно!
Очень вкусно и питательно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

 

Тематические уроки 

по рациональному питанию в рамках различных учебных предметов

 

Предмет

 

Содержание занятия

 

Биология

 

Основные компоненты пищи, их значение.

 

Физиология пищеварения, значение рационального питания для нормального функционирования желудочно-кишечного тракта

 

Жевание. Роль правильного измельчения пищи во рту для профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта.

 

Витамины. Микроэлементы. Их значение для организма человека.

География

 

Национальные кухни и блюда. Подход с точки зрения рационального питания

 

ИЗО

 

Рисунок "Мое меню"

 

Иностранный язык

Чтение, пересказ текста по рациональному питанию или проблемам со здоровьем, вызванным нерациональным питанием

 

История

Рассмотрение эпидемий голода, холеры и т.д. с позиции рационального питания, соблюдения мер гигиены

 

Технология

Обучение приготовлению блюд вкусной и здоровой пищи

Обучение правилам этикета

 

Литература

 

Обсуждение меню персонажей литературного произведения (А.Пушкин "Евгений Онегин", А.Толстой "Война и мир", Н.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки" и т.д.)

 

ОБЖ

 

Обсуждение продуктов питания, отрицательно влияющих на состояние здоровья

 

 

Обществознание

 

Обсуждения проблемы питания в обществе

Ролевая игра "Суд над фаст-фудом"

 

Русский язык

Диктант, изложение или сочинение на тему рационального питания, компонентов пищи или заболеваний, связанных с питанием

Физика

 

Использование физических факторов (температура, измельчение и т.д.) для обработки пищи. Роль правильной обработки пищи (например, кипячения) для профилактики различных заболеваний.

 

Химия

 

Пищевые добавки и их отрицательное влияние на здоровье.

 

Белки, жиры, углеводы как компоненты пищи и их значение для организма

 

Информатика

Чертеж пирамиды рационального питания

 

 

Как следует из данных таблицы, обучение рациональному питанию школьников должно и может  проводиться постоянно на всем протяжении пребывания детей в школе. Подобные программы не могут быть разовыми акциями, за исключением случаев проведения специальных игр, викторин и т.д. Но и в этом случае происходит совпадение тематик разовых акций с общей воспитательной работой школы по формированию у детей и подростков навыков культуры питания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №6

В нашей школе действует программа «Школьное молоко» и «Чистая вода»

 

Соблюдаем правила личной гигиены

  

Приятного аппетита

 

   

 

 

 

 

 

 

Спасибо нашим поварам за то, что вкусно варят нам!

 

 

 

 

 

 

В нашем буфете всегда свежие соки  и вкусная выпечка